Разработка под заказ
Комплексный подход, используемый нашей компанией при создании тренажеров, успешно апробирован на многих предприятиях и показал высокую эффективность. Компания уделяет большое значение проведению научных исследований в области электронного обучения и использования компьютерных имитационных тренажеров. Сотрудники нашей компании являются кандидатами технических наук, научная деятельность которых направлена именно на разработку тренажеров для обучения персонала. Наши сотрудники являются авторами монографий и книг по вопросам разработки и использования тренажеров. Мы постоянно совершенствуем технологии производства тренажеров для достижения максимальной эффективности обучения персонала.

Основные этапы разработки курсов / тренажёров
1. Оценка стоимости и сроков изготовления
2. Совместная разработка технического задания (ТЗ)- Анализ изучаемого оборудования / технологической схемы объекта / процессов / выполняемых действий
- Изучение производственных инструкций персонала по выполнению необходимых видов работ
- Анализ ПЛА / ПЛАС. Обобщение информации о возможных аварийных ситуациях и мероприятий по их предупреждению и локализации.
- Анализ последствий неверно выполненных действий / вариантов развития аварии или инцидента
- Содержательное описание объекта или процесса
- Построение формализованной схемы
- Построение математической модели
- Исследование, тестирование и корректировка математической модели
- Фотосъемка
- Создание моделей по чертежам (паспортам)
5. Звуковое сопровождение, в т.ч. диалоги.
6. Разработка алгоритма управления (показывающие устройства, устройства управления – интерактивные элементы).
7. Разработка сценариев обучения в строгом соответствии с инструкциями / ПЛА / ПЛАС.
8. Проведение испытаний программного компьютерного тренажёра. Техническая поддержка.
Что нужно знать про тренажеры?
Уровень соответствия синтезируемого изображения и звука оригиналу является важным фактором, от которого зависит эффективность тренажера в целом. Работа реального оборудования редко бывает бесшумной. Очень часто звук несет в себе немало информации о работе оборудования или происходящих процессах. Изменение звуковой картины часто свидетельствует об аварии. Синтезируемое изображение какого-либо объекта, детали или процессов должно быть узнаваемо. Несоблюдение этих требований может привести к потере времени пользователя, в попытках понять, что он видит и слышит, что значительно снижает эффективность обучения.
Вероятность каждой ошибки персонала на реальной системе равна вероятности ошибки на имитаторе, полностью идентичном реальной системе (системе достоверно воспроизводящей реальную). В случае отличия имитатора от реальной системы изменяется эффективность не только обучения, но и главным образом эффективность переноса (обучаемый может «научиться» работе на имитаторе, но не на реальном объекте). Идентичная реальной система - это система, обеспечивающая генерацию модели реальной в соответствии с математической моделью этой реальной системы при помощи программных или аппаратных средств. Идентичность реальной системы в данном случае понимается как идентичность подачи на основные каналы восприятия пользователя программно или аппаратно управляемых воздействий и реалистичной реакции моделируемой среды на производимые пользователями действия. В соответствии с физиологическими характеристиками человека, под каналами восприятия понимается следующие анализаторы: Зрительный; Слуховой; Кожный; Кинестетический; Вестибулярный; Вкусовой; Обонятельный,а также органическая чувствительность.
Качество генерируемой виртуальной среды в наших тренажерах (3D графика и звук) соответствует максимальному уровню подобия - физическому при использовании оборудования VR и психофизическому при использовании стандартных устройств ввода-вывода.
Синтез 3D изображения являются неотъемлемой частью тренажера, но качественный тренажер выполняет множество других функций, зачастую "невидимых" для пользователя.
Имитация АСУ ТП достоверно воссоздает интерфейс оператора для управления объектами автоматизации и технологическими процессами (верхний уровень).
Система распределенных вычислений и симуляции обеспечивает многопользовательский доступ к тренажеру и возможность интеграции тренажера в распределенную тренажерную систему (стандарты OPC, IEEE1516).
Математическая модель технологической схемы - система математических соотношений, описывающих с требуемой точностью имитируемый объект или процесс (реакцию системы на действия пользователя или инструктора). Высокая адекватность и универсальность модели тренажера определяет соответствие поведения реальной системы и поведения модели в штатном и аварийном режимах. Под адекватностью понимается способность модели отражать заданные свойства объекта с приемлемой точностью. Универсальность модели определяется количеством параметров, учитываемых в процессе имитации. Наша компания имеет собственную запатентованную технологию синтеза высокоточных математических моделей, работающих в режиме реального времени.
Автоматизированное рабочее место инструктора. Инструктор, в отличии от других участников обучения, не участвует в выполнении задачи обучения, а выполняет другие функции, такие как: загрузка контрольной точки (состояния); сохранение любой контрольной точки в качестве исходных начальных состояний для последующих тренировок; введение неисправностей, задаваемых инструктором во время тренировки; запуск заранее составленных сценариев; изменение параметров оборудования и внешних условий и т.д.
Наши технологии
Собственная технология автоматического синтеза математической модели объекта. Технология повышает качество и технико-экономический уровень создаваемых математических моделей. Адекватность и универсальность моделей находится на уровне ведущих мировых компаний.
Универсальные математические модели оборудования:
- Запорно регулирующая арматура, гидро- пневмо- трубопровод
- Пласты-Скважины
- Печи
- Обратные клапаны
- Динамические насосы и компрессоры
- Объемные насосы и компрессоры
- Теплообменники
- Подогреватели
- СППК
- Измерительные приборы (манометры, термометры, расходомеры)
Специализированные мат.модели аппаратов нефтегазовой промышленности:
- Концевой охладитель
- Ресивер воздуха КИП
- Хроматограф
- Анализатор влажности
- Входной сепаратор
- Подогреватель газа
- Подогреватель конденсата
- Фильтр конденсата
- Входной сепаратор
- Деэтанизатор
- Ребойлер
- Скруббер газа
- Пульсационная емкость
- Входной фильтр сепаратор
- Фильтр
- Осушитель
- Компрессор газа регенерации
- Пылевой фильтр
- Охладитель
- Скруббер
- Воздуходувка
- Теплообменник
- Холодный сепаратор
- Электроподогреватель
- Детандер-компрессор
- Верхняя колонна
- Переохладитель
- Насос кубовой жидкости
- Нижняя колонна
- Ребойлер нижней колонны
- Концевой охладитель
- Дебутанизатор
- Ребойлер
- Подогреватель питания
- Охладитель нижнего продукта
- Конденсатор флегмы
- Емкость флегмы
- Насос флегмы
- Холодная дренажная емкость
- Дренажная емкость
- Емкость масла
- Насос масла
- Подогреватель масла
- Аппарат воздушного охлаждения
Поддержка однофазных и многофазных режимов течения жидкости и газа. Точный контроль фазовых состояний веществ во всех элементах модели технологической схемы.
Высокая точность предоставления компонентного состава нефти и попутного газа:
- Фракционный состав нефти от C1 до С40+
- Метан CH4
- Этан C2H6
- Пропан C3H8
- И-Бутан iC4H10
- Бутан C4H10
- И-Пентаны iC5H12
- Пентан C5H12
- И-Гексаны
- Гексан C6H14
- И-Гептаны
- Бензол C6H6
- Гептан C7H16
- И-Октаны iC8H18
- Толуол C7H8
- Октан C8H18
- И-Нонаны iC9H20
- Нонан C9H20
- И-Деканы iC10H22
- Декан C10H22
- Углекислый газ CO2
- Азот N2
- Сероводород H2S
Высокоточная имитация автоматики (АСУ ТП нижний и верхний уровень)
- Имитация управляющих устройств
- Имитация датчиков
- Имитация алгоритмов контроллеров
- Имитация системы верхнего уровня (SCADA)
Инструктору доступны два режима работы тренажера – режим с использованием заранее созданных сценариев и режим работы без сценариев. Переключение между режимами осуществляется при помощи установки или снятия флага «Использовать сценарии».
В режиме работы без сценариев (флаг выключен) инструктор может выполнять следующие действия:
1. Загрузка и сохранение текущего состояния тренажера. Для загрузки состояния (например БКНС а работе) необходимо выбрать состояние в левом списке и нажать на клавишу «Запустить указанное состояние». Чтобы сохранить состояние тренажера необходимо сначала загрузить любое из наиболее подходящих состояний, внести необходимые изменения (на компьютере обучаемого открыть задвижки, включить оборудование и т.д.), затем нажать клавишу «Запомнить текущее состояние как новое» / «Запомнить текущее состояние».
2. Внесение заранее предусмотренных неисправностей (клин задвижки, сломана ступень, поврежден кабель и т.д.).
3. Изменение параметров среды (температура воздуха, время года, скорость ветра, время суток и т.д.).
В режиме с использованием заранее созданных сценариев (флаг включен) иснтруктор может выполнять следующие действия:
1. Выбор сценария в левом списке, запуск сценария клавишей «Запустить указанный сценарий». Флаг «Режим экзамена» определяет выполнение сценария в режиме обучения (с подробными подсказками по выполняемым действиям и изучаемому оборудованию) или в режиме экзамена (без подсказок, с фиксацией ошибочных действий).
2. Отслеживание действий пользователя в окне «Лог выполнения сценария». Для очистки лога необходимо нажать клавишу «Очистить лог».
Инструктор может не только запускать сценарии обучения, но и изменять эти сценарии, а также создавать новые сценарии. Для этого необходимо перейти в режим редактирования сценариев. Список стандартных элементов сценария:- Очистка – очистка всех диалогов, надписей, звуков и т.д., которые могли быть в результате выполнения предыдущего сценария.
- Нажатие на объект – пользователю необходимо выполнить нажатие на указанный объект для продолжения сценария.
- Пауза – задает паузу в секундах, по окончании паузы, сценарий продолжает выполнение.
- Звук – проигрывание указанного звукового источника (файла)
- Скрипт – выполнение заранее составленной программы (составляется программистом)
- Вопрос – задается вопрос, первый вариант правильный, остальные неправильные.
- Пилон – для продолжения сценария обучаемый должен подойти на место, выделенное вращающейся стрелкой.
- Значение параметра – значение параметра в математической модели (например, давление в емкости, процент открытия задвижки и т.д.)
- Выделить объект – выделяет мигающим зеленым цветом указанный объект, при включении флага «Требуется нажатие… » сценарий будет ожидать нажатия пользователя на выделенный объект для продолжения.
- Показать стрелку – отображает вращающуюся стрелку. При установленном флаге «Требуется нажать» - для продолжения сценария обучаемый должен подойти к вращающейся стрелке и выполнить нажатие на ней.
Примеры реализованных тренажеров, выполненных по нашей технологии и под руководством наших специалистов
- Тренажерный комплекс, разработанный по заказу ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ".
Структура тренажера включает: Модуль синтеза 3D изображения и звука; Модуль имитации АСУТП; Модуль связи с интерактивным макетом; Модуль математической модели; Модуль инструктора; Модуль организации занятий. Все модули представляют собой выполняемые файлы и функционируют на отдельных компьютерах. Для реализации распределенной имитации используется локальная вычислительная сеть. Высокоуровневое взаимодействие между модулями тренажера реализовано с использованием стандартов IEEE 1516 (general purpose architecture for distributed computer simulation systems) и интерфейса OPC (OLE for Process Control).
- Совместно с компанией ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" реализован многопользовательский сетевой тренажер для обучения персонала АГНКС.
Эффективность учебно-методического пособия – компьютерный тренажер-имитатор "АГНКС" заключается в существенном повышении качества обучения персонала, а так же в снижении рисков возникновения нештатных ситуаций, связанных с человеческим фактором (профессиональной компетентностью персонала). Учебно-методическое пособие – компьютерный тренажер-имитатор "АГНКС" предназначен для подготовки и поддержания необходимого уровня квалификации руководителей, специалистов и рабочих занимающихся эксплуатацией объекта, проходящих обучение в Учебно-производственном центре – филиала ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург". Учебные сценарии: Технологическая схема АГНКС; Входной газопровод; Компрессорная установка; Блок осушки; Блок аккумуляторов газа; КГЗ; Прием смены (24); Регламентные работы в течение смены на АГНКС; Пуск АГНКС №3 вопросы по БАГ; Блок осушки газа (Осушка); Блок осушки газа (Регенерация); Регламентные работы. Компрессорная установка; Регламентные работы. Безопасная заправка АТС КПГ; Регламентные работы. Система охлаждения компрессора; Безопасная заправка ПАГЗ КПГ (3 ТЗехи); Регламентные работы. Замена пистолета КГЗ; Переоборудование а/м Камаз на КПГ; Прекращение подачи эл.энергии на АГНКС; Прекращение подачи газа на входе АГНКС; Утечка газа на входном газопроводе; Загазованность в компресс. отделении >0,5%; Загазованность в компресс. отделении >1%; Пожар в техническом блок-боксе; Пожар в блок-боксе оператора; Пожар на заправочной рампе; Утечка газа на коллекторе КГЗ; Утечка газа на БАГ-3.1(3.2); Разрыв рукава высокого давления при заправке; Разрыв подводящего газопровода с возгоранием; Утечка антифриза из системы охлаждения; Возгорание автомобиля при заправке; Возникновение угрозы терракта; Пожар в лесном массиве.
- Совместно с компанией "Лукойл-Коми" разработан и внедрен в учебный процесс тренажер на базе учебного полигона "Кустовая площадка добывающих скважин" для подготовки операторов добычи нефти и газа..
Задачи: Изучить последовательность подготовки оборудования нефтегазовой скважины к работе; Изучить последовательность действий персонала при эксплуатации нефтегазовой скважины.
Оборудование: Станок-качалка; Скважина добывающая УЭЦН; Скважина эксплуатируемая фонтанным способом; Нагнетательная скважина; Автоматизированная групповая замерная установка; Площадка насосного агрегата типа ЦНС; Сосуд работающий под давлением; Блок реагентного хозяйства.


- Контроль параметров закачиваемых жидкостей в скважину

- Компьютерный тренажерный комплекс по планам ликвидаций аварийных ситуаций.
Совместно с компанией "Иркутская нефтяная компания" разработан и внедрен Компьютерный тренажерный комплекс по планам ликвидаций аварийных ситуаций для подготовки операторов добычи нефти и газа. Дожимная насосная станция. Разрыв по телу трубы или в сварных швах напорного нефтепровода, разлив нефти. Загорание нефти. Взрыв паров. Разгерметизация путевого подогревателя П-201. Образование разлива нефти. Образование взрывоопасного облака. Разгерметизация сепаратора С-101/1,2. Образование разлива нефти с ее возгоранием или взрывом. Разгерметизация резервуара Р-201/1(2). Образование разлива нефти. Образование взрывоопасного облака. Взрыв. Пожар. Возникновение очага пожара в насосной НВП. Установка подготовки нефти Разгерметизация теплообменников Т-101/1 вследствие образования трещины или свища. Образование разлива нефти. Разгерметизация путевого подогревателя П-201/1. Образование разлива нефти. Образование взрывоопасного облака. Разгерметизация резервуара Р-201/1. Образование разлива воды и нефти. Возникновение очага пожара в насосной. Разгерметизация отстойника О-201/1,2. Образование разлива нефти. Образование взрывоопасного облака. Энергокомплекс Срабатывание предупредительной сигнализации «Высокая температура масла на входе в ГТД» на электростанции ГТА-6РМ Срабатывание предупредительной сигнализации «Высокая температура вкладыша ПОГ» на электростанции ГТЭС «Урал-6000» Срабатывание предупредительной сигнализации «Повышенная температура масла на входе в двигатель» на электростанции ГТЭС «Урал-6000» Срабатывание предупредительной сигнализации «Минимальное давление топливного газа на входе в двигатель» на электростанции ГТЭС «Урал-6000»3.5 Срабатывание предупредительной сигнализации «Вибрация опоры турбогенератора со стороны ГТД в вертикальном направлении более 4,5 мм/с» на электростанции ГТА-6РМ Дожимная компрессорная станция Разгерметизация, нарушение герметичности во фланцевых соединениях, разрушение арматуры с выходом газа, проливом конденсата сепаратора С-102 с выбросом газа в окружающее пространство. Образование газовоздушной смеси в процессе выброса газа.

- Компьютерный тренажерный комплекс УПППНГ
Совместно с "Иркутской нефтяной компанией" разработан и внедрен компьютерный тренажерный комплекс УПППНГ производительностью 3,6 млн м3. Тренажер - это техническое средство профессиональной подготовки обучаемого, предназначенное для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом путем многократного выполнения обучаемыми действий, свойственных управлению реальным объектом (ГОСТ 26387-84). Тренажер содержит три необходимые части: конструктивную (точную копию рабочего места); программную (адекватную модель оборудования и процессов); дидактическую (рабочее место инструктора с программой оценки и контроля действий оператора, сервисных программ). Конструктивная часть включает: Модуль синтеза 3D изображения и звука. Модуль имитации АСУТП Программная часть включает: Модуль математической модели Дидактическая часть включает: Модуль инструктора Сервисные программы: Модуль организации занятий.


- Автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления НШУ
Совместно с НШУ Яреганефть ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" разработан и внедрен компьютерный тренажерный комплекс "Автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления НШУ" . Тренажер - это техническое средство профессиональной подготовки обучаемого, предназначенное для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом путем многократного выполнения обучаемыми действий, свойственных управлению реальным объектом (ГОСТ 26387-84). Тренажер содержит три необходимые части: конструктивную (точную копию рабочего места); программную (адекватную модель оборудования и процессов); дидактическую (рабочее место инструктора с программой оценки и контроля действий оператора, сервисных программ). Конструктивная часть включает: Модуль синтеза 3D изображения и звука; Модуль имитации АСУТП. Программная часть включает: Модуль математической модели; Дидактическая часть включает: Модуль инструктора; Сервисные программы: Модуль организации занятий.
- Программно-Аппаратный тренажер БКНС
Успешно введен в эксплуатацию Программно-Аппаратный тренажер блочной кустовой насосной станции (БКНС), созданный для Нефтеюганского корпоративного института. Тренажер предназначен для проведения обучения и повышения квалификации, отработки безопасных навыков выполнения работ персонала, руководителей и специалистов служб, цехов и отделов, занимающихся вопросами эксплуатации Блочных кустовых насосных станций (БКНС) систем ППД. Конструкция тренажера БКНС в аппаратном (макетном) исполнении: - эмулятор насосного блока; - эмулятор насосного оборудования – насосы ЦНС – 2 шт.; - эмулятор трубопроводной обвязки, включая трубопроводную арматуру; - эмулятор маслосистемы насосного блока с раздельной подачей масла в насосные агрегаты и электроприводы; - эмулятор дренажной системы насосного блока.. Конструкция тренажера в программном (иммитационном) исполнении: - эмулятор блока КИПиА; - эмулятор операторной с отображением АСУТП ПП - 3D модель площадки прототипа БКНС с основными элементами. Программно-вычислительный сервер включает математическую модель работы гидросистемы, реализующую: систему математических соотношений, описывающих с требуемой точностью имитируемые объекты и процессы; многопользовательский доступ к тренажеру и возможность интеграции тренажера в распределенную тренажерную систему; хранение и предоставление сохраненных сценариев.


- Успешно введен в эксплуатацию программно-аппаратный тренажер установки предварительного сброса воды (УПСВ) созданный для Нефтеюганского корпоративного института.
Успешно введен в эксплуатацию программно-аппаратный тренажер установки предварительного сброса воды (УПСВ) созданный для Нефтеюганского корпоративного института. Структура тренажера включает: Эмулятор блока КИПиА; Эмулятор Трубопроводов (вход на ДНС, выход с ДНС, байпас); Эмулятор БРХ;Эмулятор 3-х фазный сепаратор типа НГСВ;Эмулятор Газовый сепаратор (СГ);Эмулятор Отстойник воды (ОПВ) и буферная емкость (БЕ);Эмулятор Насосная перекачки воды;Эмулятор Узел учета воды;Эмулятор Концевая сепарационная установка (КСУ);Эмулятор Насосная перекачки нефти;Эмулятор РВС;Эмулятор Узел учета нефти;Эмулятор Факельное хозяйство (факел + сепаратор факельный);Эмулятор Компрессорная станция (входные сепараторы, охладитель, компрессоы, факельный сепаратор,факел). Перечень учебных сценариев Запуск и вывод УПСВ на режим в нормальных условиях; онтроль основных параметров во время работы УПСВ; Текущие работы по обслуживанию насосных агрегатов; Останов УПСВ в нормальных условиях. Аварийный останов УПСВ по причине прекращения подачи электроэнергии.
Если у Вас есть вопросы - задайте их в форме обратной связи. Мы обязательно ответим в ближайшее время.